Как эксплуатировать акпп
1. Прогрев. Прогревайте АКПП/вариатор зимой хотя бы до 60-70% рабочей температуры двигателя. Не ускоряйтесь агрессивно, пока масло ATF не прогрелось.
"Склеивающие" способности масла вариаторов проявляются после нагрева свыше 60-70° С. "Нахолодную" - ремень (и фрикционы) проскальзывает при ускорениях и протектор ремня (насечки) съедает хонингованные поверхности конусов так же, как шипы зимних покрышек съедают теплый асфальт летом. Та же проблема с "холодными" фрикционами.
старый фильтр
2. Смена фильтра тонкой очистки (с маслом) на возрастных авто рекомендуется производить ежегодно или по мере загрязнения масла), проверяйте прозрачность и уровень масла не реже двух раз в год.
3. Установите дополнительный радиатор охлаждения на возрастной автомобиль, (если его нет) и если вы подолгу ездите в пробках, летом, с нагрузкой и с кондиционером. Перегретое масло влияет на работу вариатора\АКПП так же, как на работоспособность зрелого человека влияет температура тела в 38-39?.
4. Буксировка. Изучите особенности буксировки вашего вариатора\АКПП. Некоторые авто нельзя буксировать вообще. Некоторые АКПП позволяют недолгую буксировку на скорости до 30км\ч при определенных условиях. На большие расстояния буксировки (свыше 30- 60 км) лучше отсоединить АКПП от колес.
5. Рациональное вождение. Не разгоняйте авто без нужды выше 130-150 км\ч. За нарушение ПДД приходится платить не только в ГИБДД, но и мастерам по ремонту АКПП.
перегруз
Не выбирайте мокрую глину или высокие сугробы для парковки для экономии времени. Буксование в снегу и в грязи добивает фрикционы как ... почитайте форумы на тему: "как я буксовал в грязи перед капремонтом АКПП" .
Не перегружайте без особой нужды автомат тасканием тяжелых прицепов и соседского Уазика, если это не разрешено паспортом машины.
ежики6. В случае обнаружения маркеров износа коробки (ёжики на магнитах, крошки в масле свыше 1мм), быстро загрязняющегося масла, пробуксовки сцепления на какой-то передаче, ударов при переключени и других неисправностей или пробег автомата приблизился к критическому, собирайте деньги на капремонт\переборку, как собираются к зубному врачу - чем раньше решишься, тем больше здорового зуба останется.
Программы
"Экономичная" программа
Программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. В этом случае повышающие переключения происходят, приблизительно, при достижении оборотов двигателя средних значений, что соответствует на характеристике расхода топлива минимуму. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.
Для включения этой программы служит переключатель "Е", "ECO", "ECONOMY", "NORMAL", расположенный возле рычага выбора диапазона или на комбинации приборов.
"Спортивная" программа
Эта программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Поэтому повышающие переключения происходят в районе максимальных оборотов двигателя, при которых двигатель развивает максимальную мощность.
Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с "экономичной" программой, значительно большие ускорения.
Для реализации "спортивной" программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля может иметь обозначение "POWER", "PWR", "S", "SPORT", "AUTO", "А/T MODE".
На автомобилях более поздних годов выпуска выбор "экономичной" или "спортивной" программы работы системы управления коробки передач осуществляется автоматически в зависимости от характера воздействия водителя на педаль управления дроссельной заслонкой. При плавном, спокойном воздействии на эту педаль реализуется "экономичная" программа управления трансмиссией. "Спортивную" программу блок управления выбирает тогда, когда получает информацию о постоянном, резком воздействии на педаль управления дроссельной заслонкой.
"Зимняя" программа
Электронные блоки управления практически всех современных автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге. Сущность заключается в том, что трогание с места происходит со второй или с третьей передачи (и далее переключения происходят по особому алгоритму, заложенному производителем).
Обычно, переключения передач происходят при низкой частоте вращения двигателя так же, как при экономичном режиме. Для активизации этой программы имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения "WINTER", "W", "HOLD", "SNOW", "*", 2nd START.
При работе этой программе не работает режим принудительного понижения передач "kick-down"
Программа ручного управления
Программа ручного управления предоставляет возможность принудительного управления переключением передач. Во время работы этой программы все автоматические переключения передач запрещены. Обозначение переключателя этого режима может быть "М", "MANUAL", "MANU".
Установка рычага выбора диапазона в положение "D" соответствует включению высшей передачи. Положение "1" -первой передачи и т.д. Включение на скользкой дороге 2-й или 3-й передачи позволяет трогаться без пробуксовки колес.
На некоторых автомобилях существует возможность ручного управления АКП. После перевода рычага в специальное окно, при отклонении рычага в одном направлении происходят последовательные повышающие переключения. При отклонении рычага выбора диапазона в противоположном направлении происходят последовательные понижающие переключения.
Фирмы Audi и Porsche называют такие АКП - Tiptronic. фирма BMW - Steptronic, a фирма Crysler - Autostick.
При движении на подъем и с прицепом предпочтительнее двигаться на первой или второй передаче. На скользкой дороге желательно начинать движение сразу со второй или с третьей передачи.
Аварийная программа
На некоторых автомобилях, в случае возникновения неисправности в системе управления коробкой передач включается специальная аварийная программа. Эта программа служит только для того, чтобы добраться до автосервиса, длительная эксплуатация автомобиля на этой программе запрещена.
Обычно в этом режиме включается третья или вторая передача и все переключения запрещены. На некоторых моделях автомобилей коробка передач переходит в режим ручного управления и загорается индикатор неисправности АКП.
Индикаторы
На комбинации приборов обычно расположены индикаторы положения рычага выбора диапазона, индикатор выключения режима O/D.
На некоторых моделях есть индикаторы программы управления АКП: ЕСТ MANU (индикатор включения программы ручного управления), ЕСТ PWR (индикатор включения спортивной программы), WINTER DRIVE, 2nd START, ЕСТ SNOW (индикатор включения "зимней" программы). А/T TEMP, А/T OIL TEMP - индикатор повышенной температуры трансмиссионного масла. На автомобилях оборудованных АКП с самодиагностикой, при возникновении аварийной ситуации в системе управления АКП, она переходит в аварийный режим работы и на комбинации приборов загорается соответствующий индикатор ("Automatic Gearbox", "Getriebeprogramm", "Check Trans","GetrieDenotprogramm", "!", ""), а на некоторых моделях начинает мигать индикатор "N", "D" или "O/D OFF".
В случае если на вашем автомобиле не горит индикатор "D", не спешите менять лампочку на панели - возможно предыдущий владелец специально отключил ее, чтобы она не отвлекала внимание во время движения.
Диагностика автоматических коробок передач
Выход из строя автоматической трансмиссии обычно происходит по одной из следующих причин или их комбинаций:
закисание или неправильная регулировка троса управления;
неисправности гидравлической части системы управления;
неисправности механической части;
износ одного или нескольких фрикционных элементов управления;
неисправности гидротрансформатора;
неисправности электрической части системы управления;
выхода из строя электронного блока управления;
нарушения регулировок.
Нижеприведенная методика значительно облегчает процедуру поиска неисправности и ее устранение. Однако окончательный успех в значительной мере зависит от точности собранной информации и правильной ее интерпретации.
Диагностические процедуры
Поиск неисправности АКП рекомендуется проводить в следующей последовательности:
Проверка уровня масла и его состояния (в главе "Трансмиссионное масло").
Беглая проверка работы двигателя на режиме холостого хода, вакуума, мест соединений электропроводки, троса механизма выбора диапазона и троса управления клапаном-дросселем (для АКП с гидравлической системой управления).
Определение кодов неисправностей блоков управления двигателем и коробкой передач.
Проверка на полностью заторможенном автомобиле.
Проверка в движении (дорожные испытания).
Проверка давлений в системе управления.
Проверка троса управления клапаном-дросселем
Важная деталь в управлении АКП - трос управления клапаном-дросселем. Он соединяет механизм управления АКП с сектором дроссельной заслонки двигателя или рычагом управления ТНВД. Трос состоит из металлической основы, помещенной в пластиковую оболочку, жестко закрепленную с обеих сторон. При долгой эксплуатации, оболочка троса, высыхая, укорачивается и вылезает из точек крепления.
Разрегулированный трос может быть причиной переключения передач на повышенных или пониженных оборотах. Переключение передач на повышенных оборотах ведет к преждевременному износу деталей коробки и может быть причиной повышенного расхода топлива. Некоторые неисправности АКП можно устранить, отрегулировав трос управления клапаном-дросселем.
Регулировка троса
1.Перед регулировкой проверьте легкость хода троса. Если необходимо смажьте трос. Ослабьте регулировочные гайки.
2.Полностью выжмите педаль управления дроссельной заслонкой и отрегулируйте трос таким образом, чтобы упор выходил из оболочки троса не более, чем на 1,5 мм. Если трос новый, то он не имеет упора. В этом случае вытягивайте внутренний трос до тех пор, пока не почувствуете небольшое сопротивление, затем, удерживая его в этом положении, установите упор на расстоянии 0,8 - 1,5 мм от чехла троса.
3.Затяните гайки и отпустите педаль.
Проверка двигателя и его блока управления
Двигатель и коробка передач - две части одной системы и поэтому их совместная работа должна быть согласована. В связи с этим проверка работы двигателя представляет собой важный этап диагностики АКП. Если двигатель неисправен, то это может приводить к формированию неправильных сигналов, используемых системой управления трансмиссии. Система управления не имеет возможности определять достоверность поступившей информации, и в любом случае реагирует на ее изменение. В зависимости от трансмиссии, это может приводить к резким переключениям передач или комбинации резких с поздними переключениями. Также могут иметь место и беспорядочные переключения. Кроме того, сложности могут усугубляться способностью электронной системы управления двигателем адаптироваться к его неправильной работе, что также вносит путаницу в работу системы управления АКП.
Любая неисправность двигателя должна быть устранена. Вы можете быть введены в заблуждение, и начать ремонтировать коробку передачу только для того, чтобы определить, что она исправна, а проблема заключается в неправильной работе двигателя.
Проверка на полностью заторможенном автомобиле (stall test)
Испытание на полностью заторможенном автомобиле проводится при работающем на полную мощность двигателе. Цель этой проверки состоит в том, чтобы определить тормозные качества фрикционных элементов управления, правильность работы гидротрансформатора и двигателя. При выполнении этой процедуры необходимо соблюдать осторожность, так как значительно повышается температура трансмиссионного масла и трансмиссия испытывает перегрузки. Этот тест желательно проводить в присутствии специалиста.
Процедура проверки
Проверьте уровень масла в двигателе и трансмиссии, в случае необходимости приведите его к норме. Прогрейте двигатель и трансмиссию до рабочей температуры (до этой температуры масло в трансмиссии нагревается в течение 20 минут высокоскоростного движения или движения в городских условиях).
Транспортное средство должно стоять на колесах, и надежно заторможено от перемещения. Для этого необходимо установить рычаг выбора диапазона в позицию "Р", включить основные и стояночный тормоза и подложить упоры под колеса.
Во время проведения проверки никто из людей не должен находиться перед автомобилем и позади него.
Проверка состоит из следующих этапов:
Переместите рычаг выбора диапазона в положение "D".
Нажмите до упора на педаль управления дроссельной заслонкой.
Определите максимальные обороты двигателя.
Переведите рычаг выбора диапазона в положение "N" и дайте возможность двигателю поработать на холостых оборотах не менее 30 секунд, что необходимо для его охлаждения.
Аналогичная процедура проводится и для диапазона "R".
Длительность каждого этапа проверки не должна превышать пяти секунд, в противном случае может возникнуть серьезный перегрев, и выход трансмиссии из строя.
Если частота вращения двигателя превышает максимально допустимое значение, установленное заводом-изготовителем, то надо немедленно отпустить педаль управления дроссельной заслонкой. Это является признаком скольжения элементов управления, и дальнейшая проверка может привести к поломке трансмиссии.
В случае возникновения необычного шума проверку необходимо сразу же прекратить. В процессе испытания на полностью заторможенном автомобиле гидротрансформатор может производить небольшой шум, что считается вполне нормальным.
Анализ результатов проверки на заторможенном автомобиле
Анализ результатов проверки на заторможенном автомобиле заключается в их сравнении со значениями, установленными заводом-изготовителем. Отклонения от установленных значений в ту или иную сторону можно интерпретировать следующим образом:
обороты двигателя на 200 - 300 об/мин выше, по сравнению с установленными: причиной является пробуксовка фрикционных элементов коробки передач, вызванная, вероятнее всего, вспениванием трансмиссионного масла или низким давлением в основной магистрали;
частота вращения двигателя во время проверки очень высока: в этом случае, вероятнее всего, предположить пробуксовку фрикционных элементов, вызванную низким давлением основной магистрали; однако причиной высоких оборотов двигателя могут служить и срезанные шлицы входного вала коробки передач;
обороты двигателя на 100 до 200 об/мин ниже установленных: это признак того, что двигатель не развивает полную мощность;
обороты двигателя на 33% ниже установленных: в этом случае, скорее всего, вышла из строя муфта свободного хода реактора гидротрансформатора; реактор гидро трансформатора на этом режиме должен быть полностью остановлен, а сам гидротрансформатор имеет максимальный коэффициент трансформации; если роликовая муфта свобод ного хода реактора не в состоянии удерживать его, то действие масла, выходящего из турбинного колеса, будет направлено в сторону противоположную вращению насосного колеса и двигателя, что приводит к потере мощности двигателя;
обороты двигателя соответствуют установленным: это означает, что двигатель развивает полную мощность, коробка передач способна нормально передавать ее и муфта свободного хода реактора гидротрансформатора способна его удерживать; это, однако, не является гарантией ее исправного состояния, поскольку она может не расклиниваться и не давать возможности гидротрансформатору переходить в режим работы гидромуфты.
Предположение о заклинивание муфты свободного хода статора можно делать только в том случае, если максимальная скорость транспортного средства при полностью открытой дроссельной заслонке меньше расчетной примерно на 33%. Такое положение дел говорит о том, что гидротрансформатор не переходит в режим работы гидромуфты. Побочным эффектом этого может быть перегрев трансмиссионного масла и снижение давления, развиваемого насосом.
Другой способ, определения работоспособности муфты свободного хода реактора, заключается в следующем: установите рычаг выбора диапазона в положение "N" и нажмите до упора на педаль управления дроссельной заслонкой. Если обороты двигателя при этом превышают 3000 об/мин, то это означает, что реактор свободно вращается в потоке масла. Если же обороты двигателя не превышают 3000 об/мин, то это является признаком заклинивания роликовой муфты свободного хода реактора гидротрансформатора.
Дорожные испытания
Дорожные испытания начинаются с определения правильности работы коробки передач. Оно должно предшествовать оценке ее исправности. В процессе дорожных испытаний необходимо проверить работоспособность трансмиссии на всех возможных режимах движения. Определите моменты и качество переключения передач при слегка открытой дроссельной заслонке, при среднем и полном ее открытии. Проверьте работу коробки передач в режиме принудительного понижения передач (kick-down).
При беспорядочных, поздних или резких переключениях обратите особое внимание на работу двигателя. Обороты холостого хода должны соответствовать установленному значению. Следует помнить, что моменты переключений и их качество ориентированы на нормальную работу двигателя.
Правильно проводимые дорожные испытания представляют собой ценный диагностический инструмент. В дорожных испытаниях проверяется следующее:
моменты переключений;
работа на различных диапазонах;
качество включения элементов управления и их способность работать без пробуксовки;
неустойчивость процесса переключения;
работа блокировочной муфты гидротрансформатора;
посторонний шум и вибрацию;
работу двигателя.
Процедура дорожных испытаний
Перед началом проведения этих испытаний необходимо проверить уровни охлаждающей жидкости двигателя, масла в двигателе и трансмиссии.
Во время движения необходимо проверить работу трансмиссии на каждом диапазоне с целью выявления пробуксовки фрикционных элементов управления, определения качества их включения и отклонений моментов переключений. Проверка должна проводиться при минимальном, среднем и полном открытии дроссельной заслонки. В процессе проверки обратите внимание на процесс переключения, не является ли он резким или растянутым во времени. Определите скорости, на которых происходят переключения коробки передач на более высокую передачу, и скорости понижающих переключений. Внимательно прислушивайтесь к работе двигателя во время переключений, особенно при среднем и максимальном открытии дроссельной заслонки. Проследите за работой муфты гидротрансформатора.
Анализ работы дисковых и ленточных элементов управления АКП
Если дорожные испытания показали пробуксовку или непредусмотренное увеличение оборотов двигателя во время переключения передач, то это может означать, что имеются проблемы в работе фрикционных элементов управления или муфт свободного хода. Методом исключения можно определить фрикционные элементы, которые находятся в хорошем рабочем состоянии.
Анализ работы блокировочной муфты гидротрансформатора
Для точного анализа работы муфты гидротрансформатора необходимо точно знать штатную характеристику ее работы. Включение муфты гидротрансформатора может производить некоторые своеобразные эффекты в поведении автомобиля, которые, в общем, считаются нормальными и объяснимыми.
Процесс включения
Возникает дополнительное ощущение переключения передач. Эти ощущения определяются переключением с гидравлического на механический способ передачи мощности двигателя через гидротрансформатор. Они происходят на различных фазах ускорения и определяются режимами работы двигателя.
Резкое торможение
Это происходит в случае, если водитель резко отпустит педаль управления дроссельной заслонкой. Из-за закрытия дроссельной заслонки уменьшение крутящего момента двигателя происходит быстрее, чем выключается муфта. Это и является причиной возникновения резкого торможения.
В некоторых трансмиссиях иногда бывает очень трудно определить моменты включения и выключения муфты гидротрансформатора. При ее включении обороты двигателя должны снижаться на 200 - 300 об/мин. Для точного определения моментов блокировки трансформатора рекомендуется использовать тахометр.
Иногда возникают некоторые странные обстоятельства в работе муфты гидротрансформатора. Например, в условиях интенсивного уличного движения блокировочная муфта работает нормально, но ее работа становится не нормальной при движении по магистрали. Перед заменой соленоида управления муфтой гидротрансформатора, клапанной коробки или компьютера, проанализируйте более тщательно причину такой работы блокировочной муфты. Ею может быть неисправность датчика температуры. Следует иметь в виду, что движение в городских условиях поднимает температуру охлаждающей жидкости двигателя, а движение по магистрали - понижает. Компьютер разрешает блокировку гидротрансформатора при температуре охлаждающей жидкости не ниже 83°С. Некоторые водители считают, что чем ниже температура охлаждающей жидкости, тем лучше, и заменяют термостат. Поэтому при движении по магистрали двигатель никогда не нагревается до расчетной рабочей температуры и не достигает заветных 83°С. Такая же работа блокировочной муфты гидротрансформатора может быть вызвана неисправным термостатом. В качестве быстрой проверки в процессе дорожных испытаний можно использовать картонку для того, чтобы закрыть ею часть радиатора. Если в работе муфты не произойдет никаких изменений, то следует обратить внимание на датчик температуры охлаждающей жидкости и всю систему охлаждения. Для того, чтобы избежать поступления ложной информации в компьютер, убедитесь в правильности уровня охлаждающей жидкости двигателя, поскольку для правильной работы датчик должен полностью находиться в ней.
Управление автомобилем с АКП
Предупреждение:
При неподвижном автомобиле с включенным режимом движения, ни в коем случае не добавляйте обороты двигателя (например, рукой в подкапотном пространстве). Иначе автомобиль может начать движение даже при затянутом стояночном тормозе. Перед началом работ с включенным двигателем переведите рычаг выбора диапазона в положение "Р" и затяните стояночный тормоз.
Запуск двигателя
Для всех автомобилей с АКП существует одно очень жесткое правило: двигатель можно заводить только при установке рычага выбора диапазона в положения "Р" или "N". Во всех остальных случаях двигатель заводиться не должен. Если это происходит то, необходимо обратиться в автосервис для устранения этого дефекта, т.к. запуск двигателя (с автоматическим управлением оборотами при прогреве) на любом другом диапазоне приведет к движению автомобиля.
Не забывайте уменьшать обороты холостого хода после прогрева двигателя (с ручным управлением оборотами при прогреве). При высоких оборотах холостого хода увеличивается расход топлива.
Начало движения
Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, затем перевести рычаг выбора диапазона в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой.
После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.
Ресурс АКП зависит от стиля езды. При частых резких ускорениях ресурс АКП снижается, поэтому для увеличения ресурса старайтесь реже пользоваться режимом "kick-down"- смотри раздел "Управление автомобилем с АКП."
При случайном переключении во время движения рычага выбора диапазона в положение "N", прежде, чем вернуть его в нужное положение, следует сбросить газ и дождаться снижения оборотов двигателя до оборотов холостого хода.
Кратковременные остановки
При кратковременных остановках, например, у светофоров, переводить рычаг в положение "N" не рекомендуется, так как это приводит к лишним переключениям коробки передач и уменьшает ресурс ее работы. Необходимо удерживать автомобиль на месте с помощью педали тормоза, отпустив при этом педаль управления дроссельной заслонкой. Однако, при высокой температуре воздуха (свыше 30°С), все же желательно переводить рычаг в положение "N" - это позволит снизить тепловыделение и предотвратит перегрев масла в АКП.
Длительная стоянка и стоянка на уклоне
При остановке на ровном месте достаточно перевести рычаг выбора диапазона в положение "Р", хотя для страховки можно включить и ручной тормоз. Если дорога имеет уклон, то сначала следует затянуть ручной тормоз, а затем уже перевести рычаг выбора диапазона в положение "Р". Благодаря этому уменьшается нагрузка на механизм блокировки выходного вала коробки передач.
Режим принудительного понижения передач (kick-down)
Если нажать педаль управления дроссельной заслонкой до упора, то в коробке передач происходит переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.
Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передач ведущие колеса могут пробуксовывать, что может привести к возникновению заноса. Этот режим блокируется при работе "зимней" программы (см. раздел "программы").
Буксировка автомобиля с целью запуска двигателя
Запуск двигателя путем буксировки, практически, для всех автомобилей с автоматической коробкой передач невозможен. Это можно сделать только в том случае, если в коробке передач имеется дополнительный насос, для привода которого используется вращение ведомого вала. Таким насосом оборудованы трансмиссии автомобилей Mercedes, но следует иметь в виду, что на некоторых модификациях этих автомобилей вспомогательный насос может отсутствовать.
В случае разрядки аккумулятора рекомендуется "прикурить" от аккумулятора другого автомобиля.
Буксировка автомобиля
Буксировать автомобиль можно только при положения рычага выбора диапазона "N", придерживаясь ограничений дальности и скорости буксировки, указанных в инструкции к автомобилю. Если они не указаны, то воспользуйтесь формулой 50x50 (буксируйте на расстояние не более 50 км. со скоростью не выше 50 км/ч). Перед буксировкой проверьте уровень трансмиссионного масла, и если он на нижней отметке "НОТ", то долейте его до верхней отметки НОТ. При неисправности коробки передач масло необходимо долить выше верхней отметки НОТ. По окончании буксировки приведите уровень масла к норме.
Если необходима дальняя буксировка, то отсоедините карданный вал от коробки передач у заднеприводного автомобиля. При буксировке автомобилей 4WD, для отключения карданных валов, можно включить нейтральную передачу в раздаточной коробке. Переднеприводный автомобиль необходимо буксировать с приподнятыми передними колесами. Наилучший вариант - транспортировка на специальном трейлере. Для автомобилей 4WD с вязкостной муфтой в механизме блокировки межосевого дифференциала единственный вариант в случае дальней буксировки - перевозка на трейлере. (AUDI QUATTRO, HONDA CRV, HONDA CIVIC SHUTTLE, MITSUBISHI RVR, SUBARU LEGACY и некоторые другие легковые автомобили с постоянным полным приводом). Буксировать с приподнятой осью их запрещено.
Буксировка прицепа автомобилем с АКП
Для буксировки прицепа необходимо пользоваться режимами "3", "2" или "1". Кроме того, не снижайте частоту вращения двигателя до слишком маленькой, особенно это важно при движении с прицепом в гору. Если необходимо остановиться на подъеме или спуске, то нажмите на педаль тормоза, затяните стояночный тормоз и только после этого переведите рычаг выбора диапазона в положение "Р". При длительной стоянке подложите под колеса прицепа и автомобиля упоры.
При движении по крутым подъемам включите пониженный диапазон в раздаточной коробке (если она есть).
С учетом ограниченной эффективности тормозов прицепа, при приближении к крутым спускам необходимо переключаться на диапазон "1", это обеспечит наиболее эффективное торможение двигателем.
Раскачка автомобиля
В случае необходимости раскачивать автомобиль, чтобы выбраться из песка, грязи, снега или ямы последовательно переводите рычаг выбора диапазона из положения "D" в "R" и обратно, одновременно слегка нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой. Не увеличивайте слишком сильно обороты двигателя.
Для избежания поломки автоматической коробки передач при раскачке автомобиля соблюдайте следующие правила:
не раскручивайте двигатель до максимальных оборотов и избегайте пробуксовки колес со скоростью более 20 км/ч;
притормаживайте автомобиль в точке "зависания". Это даст возможность системе управление полностью включить передачу.
не нажимайте на педаль управления дроссельной заслонкой во время переключения диапазона работы коробки передач, пока полностью не включится передача переднего или заднего хода;
если несколько попыток не привели к освобождению автомобиля, попробуйте использовать другие возможности его освобождения, например, буксировку.
Режим торможения двигателем
Для эффективного замедления на скользкой дороге и на спуске, так же как и на автомобилях с механической коробкой передач, последовательно переключая диапазоны АКП можно тормозить двигателем.
Торможение двигателем можно осуществить в несколько этапов:
перевести рычаг выбора диапазона в положение "3" или выключить режим "O/D";
перевести рычаг выбора диапазона в положение "2";
перевести рычаг выбора диапазона в положение "1". В этом случае торможение двигателем будет наиболее эффективным.
К торможению двигателем надо подходить разумно, например, перевод рычага выбора диапазона в положение "1" на скорости 150 км/ч может закончиться плачевно для коробки передач и для двигателя, а резкое торможение двигателем на скользкой дороге может привести к заносу. Однако на некоторых современных автомобилях для максимального торможения возможно переключение рычага выбора диапазона сразу из положения "D" в "L". Система управления АКП будет постепенно переключать передачи вниз по достижении допустимых оборотов двигателя.
Гидротрансформатор
В силовом потоке гидротрансформатор осуществляет гидравлическую связь между двигателем и коробкой передач (рис. 4). Он обычно крепится к маховику двигателя или специальной пластине. Наличие гидротрансформатора позволяет уменьшить число ступеней в коробке передач и, следовательно, упростить ее систему управления. Кроме того, использование гидротрансформатора обеспечивает плавное изменение крутящего момента на ведущих колесах, что наиболее благоприятно сказывается при движении в тяжелых условиях.
Гидротрансформатор состоит из трех основных элементов: насосного колеса, турбинного колеса и реакторного колеса (рис. 1). Насосное колесо, являющееся одновременно кожухом гидротрансформатора, преобразует энергию двигателя в кинетическую энергию жидкости, которая воздействует на турбинное колесо. Реакторное колесо через муфту свободного хода соединяется с картером трансмиссии. В зависимости от загруженности транспортного средства гидротрансформатор изменяет коэффициент трансформации момента от 2,0 - 2,5 до 1,0 (коэффициент трансформации определяется как отношение момента на валу турбинного колеса к моменту на валу насосного колеса). На режимах, когда передаточное отношение гидротрансформатора близко к 1,0 он переходит в режим работы гидромуфты. В этом случае благодаря муфте свободного хода реакторное колесо автоматически теряет связь с картером трансмиссии и свободно вращается в потоке масла, не оказывая на него никакого влияния. В режиме гидромуфты коэффициент трансформации момента равен 1. Важной особенностью гидротрансформатора является то, что он позволяет работать двигателю при полностью остановленном автомобиле.
С целью повышения топливной экономичности в гидротрансформатор встраивается блокировочная муфта. Ее использование позволяет обойти гидротрансформатор и напрямую соединить двигатель с входным валом коробки передач (рис. 2 и 3). Таким образом, устраняется скольжение между насосным и турбинным колесом, что приводит к повышению топливной экономичности автомобиля.
Подкатегории
Скидка клиентам Акпп-эксперт при создании сайта
Новости АКПП - эксперт
-
Март 2016
-
Основные режимы работы трансмиссии с АКП и правила их эксплуатации
( Коробка передач )
Несмотря на то, что в автоматической трансмиссии переключения происходят автоматически, все-таки...
-
6-ти скоростная АКПП
( Коробка передач )
Новая 6-ти скоростная АКПП фирмы ZF для БМВ, АудиНа очередном конгрессе SAE 2000 года во Флоренции фирма ZF...
-
9-ступенчатая АКПП! Впервые применён на Range Rover Evoque.
( Коробка передач )
Надо сказать, большинство производителей уверяет, что шесть ступеней – вполне достаточно. Но у...
-
Гидротрансформатор
(Познавательные материалы)
В силовом потоке гидротрансформатор осуществляет гидравлическую связь между двигателем и коробкой передач...
-
Прогрев АКПП
( Коробка передач )
Есть рекомндации для зимнего прогрева от -20℃: Запустил двигатель, после или во время прогрева,...
-
Основные режимы работы трансмиссии с АКП и правила их эксплуатации
( Коробка передач )
Кто в Online
Сейчас 13 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте